Для школьников провели единый урок кибербезопасности

Что делать, если ребенок столкнулся с травлей и шантажом в Интернете? Как распознать онлайн-мошенников и отразить атаку сетевых троллей? И о чем ни в коем случае нельзя писать в социальных сетях? Об этом рассказывали российским школьникам на едином уроке кибербезопасности. Кстати, как показало тестирование, подростки отлично разбираются в технике, но испытывают сложности при работе с информацией.

— Скажите, пожалуйста, что только что произошло? — Нас взломали! Чей-то пароль пришёл к Вам на почту. — Чей-то? — Наш!

Такое возможно только на уроке кибербезопасности: в роли взломщика выступил учитель. Он создал копию сайта, на котором предложил детям ввести пароли. Через секунду они были уже в почте преподавателя.

— Вы вводили логины и пароли на сайте, который был внешне очень похож на сайт авторизации Mail.Ru, но им не являлся. Обратите внимание — это сайт, где вы вводили пароль, это действительная страница авторизации Mail.Ru.

Одно из самых популярных интернет-мошенничеств — фишинг, от английского “рыбалка”. Доверчивого пользователя буквально “ловят на крючок”. Ежедневно через копии сайтов фишеры получают доступы к тысячам аккаунтов. Чтобы не стать жертвой обмана, надо внимательно смотреть, что написано в адресной строке сайта. Если там подозрительные символы — скорее всего, это фальшивка.

— Я раньше думал, что если так делать, то хотя бы какое-то оповещение будет, что что-то пошло не так. — Некий пользователь сети “ВКонтакте” мне отправил сообщение, я перешел по ссылке — там заманчивое что-то было, типа, перейди и посмейся.

Что выкладывать в социальные сети, а что — нет, конечно, каждый решает сам. Но надо помнить, что полностью удалить информацию из Интернета крайне сложно. Да и общественным Wi-Fi-сетям не всё можно доверять.

“Не использовать открытые сети, в том числе те, которые есть в московском метро — во всяком случае, для передачи каких-то ключей, паролей, ваших паспортных данных. Не делать покупки, когда вы находитесь в такой сети Wi-Fi”, — объясняет доцент Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Константин Когос.

Уроки кибербезопасности часто сравнивают с курсом ОБЖ — даже предлагалось говорить о безопасности в Сети в рамках этой учебной дисциплины. Однако химические атаки или пожары, о чём говорят в рамках курса ОБЖ, случаются, понятное дело, крайне редко. В Интернет мы входим каждый день. Поэтому решено было эти дисциплины не смешивать, и теперь в большинстве школ о кибербезопасности говорят в рамках курса информатики.

Сценарии уроков придумывают и обновляют учителя информатики, своими разработками они делятся на портале “Московская электронная школа”. Воспользоваться ими может любой учитель-предметник.

“Самое главное, что нужно сегодня сделать — заинтересовать ребенка, рассказать ему о том, с чем он каждый день сталкивается. Потому что информатика — это предмет, который постоянно развивается, и каждый год нужно создавать новый, новый, новый урок”, — говорит учитель информатики школы №1799 Петр Зобков.

Впервые в России единый урок безопасности в Интернете провели четыре года назад.

“Двери школ сегодня открыты были также для других специалистов — это и специалисты МВД, и представители IT-компаний, которые также с удовольствием делятся своими наработками”, — говорит член Совета Федерации РФ Людмила Бокова.

Кстати, в некоторых школах за парты вместе с детьми учиться интернет-грамотности сели и родители.

Видео можно посмотреть по ссылке. Текст: “Вести-Москва”